- Рок-музыка (в СССР)
-
РОК-МУ́ЗЫКА (в СССР) — многогранное эстетическое, культурное и социальное явление, объединявшее представителей молодежной субкультуры и игравшее, начиная с рубежа 1970—80-х гг. заметную роль в формировании системы ценностей и муз. вкусов значит. части молодежи Ленинг., Москвы, Свердловска и ряда др. городов СССР. Деят-ность рок-музыкантов довольно длит. время не была ассимилирована сов. массовой культурой, но в годы перестройки получила гранд. размах и массовый отклик (в частности, в виде т. н. "неформальных объединений молодежи" и зародившегося тогда ин-та "фанатства").
Историю Р.-М. в СССР можно разделить на четыре периода. Проникновение записей зап. Р М. вкупе с худож. самодеят-ностью студентов из соц. стран привело к появлению в нач. — сер. 60-х гг. в Москве, Эстонии и Ленинграде групп, исполнявших рок-стандарты на англ. языке. В самом кон. 60-х гг. образуются первые самодеят. ансамбли, исполняющие песни на рус. яз. ("Санкт-Петербургъ" В. Рекшана, "Скоморохи" А. Градского и др.), тем самым знаменуя начало второго периода — уже собств. сов. Р.-М.
В 1970-х гг. офиц. сов. эстрада пытается воспринять нек-рые муз. формы Р.-М., и при гос. концертных орг-циях учреждаются вокально-инструм. ансамбли (ВИА), призванные нести сов. человеку песни, современные по форме (в республиках — с национальным уклоном, напр., белорус. "Песняры"), но вполне традиц. по содержанию; Д. Тухманов сочиняет альбом "По волне моей памяти" (1976), А. Рыбников — рок-оперы. Тем временем рок-музыканты устраивают полулегальные концерты, выступают на танцплощадках, иногда в вузовских клубах. Начиная с Тбилисского рок-фестиваля 1980 — и здесь, вероятно, начало третьего периода — в тактике властей начинает прослеживаться новая линия ("удушение в объятиях"), в результате чего достигнут компромисс: созданные с санкции КГБ и ЦК ВЛКСМ рок-клубы позволяли контролировать деят-ность музыкантов, но давали им нек-рые (весьма ограниченные) возможности для выступлений. Последний период в развитии Р. М. в СССР можно отсчитывать от символ. события: в 1986 в США вышел альбом "Красная Волна" с записями "Аквариума", "Алисы", "Кино" и "Странных игр". Либерализация режима вызывает всплеск концертной, фестивальной и киносъемочной активности Р. М., а также деят-ности по изд. на пластинках отеч. и зарубеж. рок-классики. В это же время рок-журналистика, до тех пор почти исключительно "самиздатовская" (наиб. известные издания — ленингр. ж. "Рокси" и моск. "Урлайт"), обживается в мас. изданиях ("Ровесник", "Аврора", комс. газеты). С нач. 1990-х гг. нарастает тенд. к коммерциализации Р.-М., начинает складываться инфраструктура шоу-бизнеса; альтернативная же Р.-М. находит свою нишу в небольших клубах.
Притягательность Р.-М. как масс. способа творч. самовыражения связана с тем, что отд. ее разновидности не требуют от исполнителя почти ничего в дополнение к сильнейшему желанию проявить себя. В этом отношении бытование Р.-М. в СССР, в т. ч. способ ее распростр. посредством любит. магнитоф. записей, сопоставимо с бытованием самодеят. (бардовской) песни 60-х гг., с тем существенным различием, что контркультурный заряд в Р.-М. был несравненно очевиднее и интенсивнее проявлялся; особый вопрос — их антагонизм и степень преемственности, несомненная в текстах большинства песен на раннем этапе развития рус. рок-поэзии (романтический антураж и иносказания), но в целом выходящая на поверхность лишь в исключит. случаях (вроде баллад рок-барда А. Башлачева, стилистически восход. к В. Высоцкому, и творч. таких маргин. коллективов, как "Тамбурин" и "Последний шанс"). В зрелых образцах (напр., М. Науменко, Б. Гребенщиков) рок-поэзия выступает как самостоят. система поэт. форм со своими закономерностями, самобытность к-рых обусловлена, в частности, необходимостью распевания или рецитации текста; хорошие трад. стихи, как правило, слишком нагружены смыслом и звуком, чтобы не растерять всего этого в сочетании с музыкой — вот почему первое побужд. рок-музыканта — заглянуть в стихотв. сб. — оканчивалось неудачей; впрочем, том "Западноевропейская поэзия XX века" из "Библиотеки всемирной литературы" прямо или косвенно повлиял на рус. рок-поэзию меньше, чем тексты зап. Р.-М., но больше, чем поэзия клубов самодеятельной песни (КСП), в 1980-е гг. служившая для Р.-М. отрицательным образцом. Развитие рок-поэзии во многом сдерживалось одним внешним обст-твом: специф. средство эстетич. воздействия Р.-М. — мощный звук, воспринимаемый не только ухом, но и телом, — при отсутствии должных технических средств реализуется лишь за счет разборчивости текста.
Изучение Р.-М. в СССР представляет, помимо собственно музыковед. и сугубо социологического, значит. культурологич. интерес — как восприятие сов. культурой эл-тов др. культур и как прямое взаимодействие с зап. культурой (напр., логотип "Алисы", придуманный Энди Уорхолом). Рассмотрение пересечений в пространстве рок-культуры представителей раз л. муз. направлений и разных иск-в позволяет проследить генезис ряда ее новых эстетич. форм.
Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.